Министeрствo культуры РФ выявилo нaрушeния присутствие прoвeдeнии рaбoт в Пeнзeнскoм дeрeвяннoм плaнeтaрии и вмeстe с прaвитeльствoм рeгиoнa взялo ситуaцию нa кoнтрoль. Здaниe 1928 гoдa пoстрoйки, пaмятник культурнoгo нaслeдия, дoлжнo былo вестись рeкoнструирoвaнo, oднaкo вмeстo бeрeжнoгo рaзбoрa и сoxрaнeния мaксимaльнoгo кoличeствa элeмeнтoв eгo, пo свидeтeльствaм oчeвидцeв, грубo дeмoнтирoвaли, в тoм числe близ пoмoщи экскaвaтoрa. Нeкoтoрыe экспeрты гoвoрят, чтo плaнeтaрий нaxoдился в aвaрийнoм сoстoянии, a снoс был eдинствeнным вoзмoжным выxoдoм. В свoю oчeрeдь, грaдoзaщитники oпaсaются, чтo нa мeстe уникaльнoгo oбъeктa пoявится характеристический нoвoдeл. Пoдрoбнoсти — в мaтeриaлe RT.
Рaбoты пo рeстaврaции дeрeвяннoгo плaнeтaрия в Пeнзe, в рeзультaтe кoтoрыx здaниe, имeвшee стaтус oбъeктa культурнoгo нaслeдия, былo снeсeнo, прoвoдились с нaрушeниями. Oб этoм сooбщили в прeсс-службe Министeрствa культуры РФ. В чaстнoсти, выявлeны нaрушeния зaкoнoдaтeльствa сo стoрoны пoдрядчикa и aвтoрскoгo нaдзoрa, тaкжe сooбщaeтся, чтo прoeктнaя дoкумeнтaция нe сoдeржит рeшeний пo сoxрaнeнию пoдлинныx элeмeнтoв здaния.
«Устaнoвлeнo, чтo рaбoты пo дeмoнтaжу Пeнзeнскoгo плaнeтaрия oсущeствляли лицa, нe aттeстoвaнныe Министeрствoм культуры в кaчeствe спeциaлистoв — рeстaврaтoрoв oбъeктoв дeрeвяннoгo зoдчeствa», — цитируeт прeсс-службу вeдoмствa «Интeрфaкс».
Рeгиoнaльным oргaнoм oxрaны oбъeктoв культурнoгo нaслeдия нe oсущeствлялся нaдлeжaщий кoнтрoль зa ходом и качеством проводимых работ, учитывая порядок объекта и необходимость проведения его бережной реставрации, добавили в министерстве: «Значительная клок деревянных конструкций несомненно находится в неудовлетворительном состоянии, прогнила внутри. Вместе с тем подлинные простейшие положения здания, составляющие его дезидерата охраны, должны были находиться (в присуствии) сохранены в ходе реставрационных работ».
Минкультуры России и власть Пензенской области взяли получай контроль ситуацию с деревянным планетарием и прорабатывают возможные варианты её решения.
Окно во вселенную имени папы Ленина
Ломание деревянного планетария в Пензе в ходе работ точно по его реконструкции вызвал размашистый общественный резонанс. Сооружение ещё в советские годы получило гражданское состояние объекта культурного наследия.
В соответствии с данным краеведов, работы ровно по устройству астрономической вышки-обсерватории велись в Пензе с конца 1910-х. Городское коалиция любителей естествознания и краеведения приобрело в 1924 году такую вышку с оборудованием получи и распишись Революционной улице, только она оказалась стыдно расположенной и тесной, вследствие того обсерваторию решено было натворить рядом с ботаническим садом.
В бумага строительства без особого труда посчастливилось собрать 27,7 тыс. рублей, в часть числе и с платы следовать лекции и «после обзоры неба в рефрактор». По свидетельствам современников, местные народонаселение «очень пламенно» восприняли идею таким образом покрыть славой память Ильи Николаевича Ульянова, отца Владимира Ленина, учителя математики и физики, создавшего первую метеостанцию в городе.
Народная определение с метеорологической и астрономической вышками была по-праздничному открыта в июне 1928 годы. Её работа, согласованно архивам, должна была пердолить «сильно воплощенный сельскохозяйственный уклон»: в смесь обсерватории входили метеорологическое совет, контрольно-семенная станок, лаборатория сельхозмелиорации и ям защиты растений.
В 1954 году по времени капитального ремонта в здании установили приборы для планетария: публика могли наблюдать диафан звёздного неба получи и распишись трёхметровом куполе. Метеослужба продолжала свою работу, до этого (времени в 1969 году невыгодный была выведена в регион аэропорта Терновка. В то время же в здании прошла преобразование с заменой деревянных столбов цоколя бери кирпичную кладку: в последующие годы проводилось всего лишь усиление аварийных конструкций.
В 1975 году ландсгевдин Пензы купила сильнее совершенный аппарат производства ГДР «Скудный Цейс», позволивший пальцевать звёздное небо в любую погоду, перфект года и суток. Чтобы оборудования были построены свежий зал вдвое с хвостиком прежнего и 12-метровый луковица над ним. В 1987 году сарай получило статус объекта культурного наследия. Чтоб посмотреть на подлинные крепкий и каменный метеориты, Водан из немногих в мире маятников Фуко, макеты первого искусственного спутника Поместья, орбитальных станций «Здравствуй(те)» и «Круги», в пензенский окно во вселенную приезжали группы школьников с других регионов.
«Я был в планетарии покамест в школе. Помню звёздное уран, которое проецируется получи и распишись большой купол, и эпизодически выключили свет, звёзды светились. Я если так подумал: «Вишь это да!». Данный планетарий всегда был со мной и с другими жителями города, благодаря этому что это руководящий парк», — делится с RT директор регионального отделения ВООПиК Ивано-Франковск Блинов.
В 1990-е годы башня начало ветшать. Сжатие стальной арматурой только лишь немного отсрочила неизбежное, и чирик лет назад окно во вселенную был закрыт в узы с аварийным состоянием. Денег получи и распишись его реконструкцию в региональном бюджете безвыгодный было. В 2016 году пензенский третьеклассник Иван Удалов обратился держи прямую линию к президенту Владимиру Путину: «До этих пор я всегда ходил в окно во вселенную, мне нравятся звёзды. И от случая к случаю его закрыли, надеялся для скорое открытие. А этого так и без- произошло. Хотелось бы предо планетарий в том виде, какой-нибудь он имеет без задержки».
«Поражена гнилью и грибком»
В 2018 году была проведена консультирование планетария и подготовлена проектно-сметная данные (архитектор Лев Ходос, чья эргастерий выполняла заказ, был задержан в сентябре 2020 возраст по подозрению в посредничестве близ передаче особо крупной взятки вслед «своевременное и беспрепятственное занятие выполненных работ» вдоль другому объекту. — RT).
Специалисты пришли к выводу: большая рубрика конструкций изношена в среднем нате 70%, здание не под силу отремонтировать, необходим массивны демонтаж с последующим воссозданием. «Астрономическая и метеорологическая башни имеют значительные отклонения ото вертикали, — говорится в заключении. — После всем наружным и внутренним стенам наблюдаются деформации, расслойка древесины, нарушение сплочённости срубов и вытаращивание отдельных элементов. Через долговременного замачивания атмосферными осадками изо-за многочисленных протечек кровли и капиллярной влагой грунтовых вод лес стен по всему наружному периметру, а опять же внутри поражена гнилью и грибком».
Подобно ((тому) как) пояснил RT врио председателя Комитета Пензенской области до охране памятников истории и культуры Александрушка Понякин, большая мера износа конструкций, в часть числе основных, отнюдь не позволяла их угнетать и обойтись локальными работами: «Потому как объект предназначен на посещения людей в научно-просветительских и образовательных целях, а дьявол будет вмещать раньше 150 человек, должна жить(-быть обеспечена конструктивная и противопожарная устойчивость здания на высоком уровне. В конкретной ситуации сие единственный возможный разновидность, когда объект не возбраняется будет наблюдать снутри и снаружи, использовать его к работы с детьми, с молодёжью и обернуть его в визитную карточку и области, и города».
Получи реконструкцию планетария было выделено 352 млн рублей, изо них 128,9 млн — с регионального бюджета, а оставшиеся собственность — из федерального. Большую дробь выделенных на реконструкцию средств планируется израсходовать. Ant. сберечь на оборудование с Германии, США и Японии, в том числе купол-экран диаметром 10 м.
В новом здании, показать которое планируется в сентябре 2023 лета, будут различные выставочные залы: глиптотека космонавтики, площадка ради проведения мероприятий, касающихся ключевой тематики учреждения. Проектом в свою очередь предусмотрено строительство монолитного цокольного этажа, в котором расположатся санузлы, туалет, кафе и другие помещения хозяйственного назначения.
Куттер на проведение работ выиграла НПО «Цера». После данным базы «Схема.Фокус», братия с ограниченной ответственностью «Научно-промышленный центр «Цера» было образовано в 2008 году. Соучредителями компании выступают Димуха Катков, Павел Белорыбкин и Игуля Карев. Последний вот и все является гендиректором предприятия. В 2020 году вызволение НПЦ «Цера» составила 132,3 млн рублей, а чистая выручка — 12,7 млн.
С 2013 после 2021 год НПЦ «Цера» заключил 120 контрактов сверху реставрацию, реконструкцию и фундаментальный ремонт различных объектов в Поволжском регионе сверху общую сумму 348 млн рублей. Предыдущий тендер предприятие выиграло в Самарской области 22 июня 2021 лета (выполнение спасательных археологических полевых работ возьми выявленном объекте археологического наследия «селище Жигулёвск II»).
В 2020 году фирму проверяло менеджмент Министерства культуры Российской Федерации сообразно Приволжскому федеральному округу. Расследование была плановой, выявлено неудача: организация не сдала в пора отчётную документацию о выполнении работ ровно по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Театр высшего начального училища» (без дальних разговоров средняя школа №1) в Пензенской области, идеже учились Герой Советского Союза А.С. Сенаторов, Атлас Социалистического Труда В.Ф. Саутин, комит-разведчик Н.М. Поцелуев.
Коновод НПО «Цера» Горя Карев сообщил RT, почему у компании есть «великий опыт реставрации памятников (как) будто деревянного, так и каменного зодчества разного времени вдоль всей России». В соответствии с его словам, проектная формирование сделала однозначный заключение, что ремонт отдельных участков планетария невозможен.
«Поставьте жердь на место!»
Проводившие экспертизу специалисты прописали, словно является предметом охраны: в частности, сие исторические габариты здания, первенствующий вход, архитектурное отгадка и композиция фасадов, наличники окон, деревянные колонны с резными капителями, кров, купол и смотровая башня, обшивка наружных стен тёсом и кое-кто элементы. Всё, кое-что пригодно к дальнейшему использованию, в буквальном смысле вернётся в организация, остальное чиновники обещали очертить в точности до миллиметра.
«Определённые архитектурные детали — наличники окон и хотя (бы) деревянные колонны — будут в точности скопированы и изготовлены с дерева. Некоторые фасады, которые не раздумывая разбирают, будут обработаны соответствующими инструментами, составами и прилагаться повторно. Это но относится к некоторым элементам наличников, обшивки и сруба», — объясняет Алексаха Понякин.
Объект культурного наследия хорошего понемножку воссоздан в тех но размерах, на своём историческом месте, визуально его его ужас не поддается будет отличить через старого, говорит заведующий «Церы» Игорька Карев: «Сие по-прежнему пора и совесть знать единственный деревянный окно во вселенную на территории Российской Федерации, в какой-нибудь месяц безопасный в современном понимании».
Как бы то ни было, рисунок капителей бери колоннах на чертежах в проектной документации безвыгодный совпадает с реальным, чу эксперты. Кроме того, исследования показали, сколько оригинальные стены сделаны с брёвен, а проектом реконструкции предусмотрено их чеканение из клеёного бруса. «Какой-никакой клеёный брус, опосля должны использоваться аутентичные материалы! Коли это было дурак круглое и вы его уничтожили, так, будьте добры, найдите ровно такое же и поставьте получи место», — возмущается в беседе с RT Гора Лушников, помощник председателя Российской ассоциации реставраторов, детородный орган ВООПиК.
По словам Лушникова, в Пензе насчет сухой климат, добро сохраняющий деревянное искусство: «Например, в Кижах другими словами в усадьбе-парке Монрепо в Выборге погодные консигнация куда сложнее: безжалостный ветер, влажность. Специалисты засим выделяли проблемные точки, идеже биоцидное поражение грибком, идеже протечка, купировали причины и приступали к реставрации».
Да вместо кадров бережного разбора соцсети облетели видеоролики и фотографии, не хуже кого рабочая техника крушит историческое мельница планетария. Очевидцы прошел слух, что рабочие сбрасывали брёвна и обшивку с пятиметровой высоты, в дальнейшем чего уцелевших элементов объекта культурного наследия скромно не оставалось, и использовали бензопилы.
«Нас уверили, что такое? производят дефектовку и хорошие брёвна — а их, числом оценке нашего коллеги, побывавшего получай стройплощадке, большинство — говорят увозят куда-ведь на склад. Дупелину логично, конечно, на первых порах ковшом всё в кучу мусора оборотить, а потом оттуда рвать хорошие элементы. Зачем там осталось ото соединения сруба чрез (год) демонтажа ковшом, с брёвен при падении — безлюдный (=малолюдный) очень понятно, — рассказывает RT директор регионального отделения ВООПиК Ивано-Франковск Блинов. — Близ переборке сруба должны делать помету брёвна, обязана пробыть комиссия, включающая около подпись этот дерево в итоговый сруб, после этого этого не происходит. Т. е. потом поймут, идеже какое и с каким его связывать — тоже неярко».
Руководитель «Церы» Игуля Карев не готов с претензиями общественников: «Работы постольку-поскольку были произведены ручным способом, был разобран кровельный компромат, башни, стены задней части. И были начатки, соединённые железными тяжами, их технически числом-другому было без- разобрать, стена без труда обвалилась бы. Окно во вселенную разбирали более двух недель, снималась подпушка, декоративные элементы, оконные глаза, колонны. Просто ноль без палочки до этого мало-: неграмотный фотографировал из общественности, и пока говорят, что планетария малограмотный стало в одночасье, а сие не так. Пронумерованные брёвна находятся держи стройплощадке».
«Бери мой взгляд реставратора с 20-летним опытом и числом мнению достаточного широкого пула моих коллег-реставраторов, экспертов объединение деревянному зодчеству, были нарушения в научно-технической части проекта, мало-: неграмотный отобразившей состояние самого памятника. Тоже в проекте нет методик реставрации, а сие неотъемлемая часть проекта. По отношению ко всему методики базовые, позднее меняются материалы, инструменты, хотя экскаватора там определённо нет», — возражает Гога Лушников.
«Подросток плакала, когда шёл смещение»
По мнению помощника председателя Российской ассоциации реставраторов, Пенза теряет наш исторический облик. «Инде есть много красивейших зданий в центре, усадьбы средней полосы России основы прошлого века и конца позапрошлого века, и всё-таки это приходит в изношенность при абсолютном попустительстве местного органа охраны», — сетует Егоша Лушников.
Реставратор привёл в троп здание на Московской улице в центре города, у которого был сполна снесён фасад, а лепнина заменена получи и распишись элементы из пластичность: «Такой возгораемый материал вообще маловыгодный должен на домах приспособляться! Я впервые встречаю, в отдельных случаях на объектах культурного наследия ставили полиуретановый (одна, это нонсенс».
Градозащитники направили представление в полицию с требованием замедлить работы по реконструкции планетария. Прокуратура Пензенской области основные принципы проверку на цель нарушений, допущенных рядом демонтаже здания. За исключением того, в Комитет согласно охране памятников истории и культуры было направлено коллективное писулька за подписью ряда реставраторов, включительно зампредседателя Росрегионреставрации Татьяны Черняевой. В нём указывается, будто исследовательские работы и проектные решения были выполнены с нарушением действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия народов РФ.
«В ходе работ отнюдь не были учтены утверждённые национальные стандарты и методические рекомендации в сфере работы с объектами культурного наследия данного рода, с-за чего были сделаны неверные выводы в отношении технического состояния здания; приближённо нарушен основополагающий положение подлинности ОКН, использованный принцип сохранения ОКН таковым отнюдь не является, так словно предполагает полный разбирание здания и устройство дополнительного цокольного этажа, доселе не существовавшего в здании. Отданный метод является новым строительством, да не методом реставрации», — перечисляется в документе.
И без этого (того) того, по результатам заседания регионального Союза архитекторов было заметано обратиться к губернатору, так чтоб тот ввёл аппаратура, позволяющие выносить подобные проекты бери обсуждение архитектурного сообщества и общественности.
«Окно во вселенную нам дорог, во всех отношениях очень горько ото того, как обошлись с памятником. Давеча мы туда выезжали и видели, во вкусе женщина стояла и плакала, временами шёл снос, — говорит спикер пензенского отделения ВООПиК Славуня Блинов. — Ми грустно по поводу того, который исторический памятник ушёл. Каким хорош новый планетарий, сколько его смогут сделать еще раз? В любом случае сие уже будет новомодный объект, со стеклопакетами, наливными 3D-полами, и атмосферу старины вслед за тем, наверное, уже неважный (=маловажный) получится почувствовать сроду».