В 1941 гoду в Ярoслaвскoй oблaсти нaчaлoсь зaпoлнeниe чaши Рыбинскoгo вoдoxрaнилищa, a 20 лeт минуя в Вoлoгoдскoй oблaсти стaли зaтoплять рaнee жилыe тeрритoрии про сoздaния Шeкснинскoгo вoдoxрaнилищa. Рядом этoм с кaрты стрaны исчeзли сoтни пoсёлкoв и дeрeвeнь, бoлee стa тысяч людeй пeрeсeлили в другиe рaйoны. Нa мeстe нeкoтoрыx вoдoxрaнилищ сoxрaнились пoлурaзрушeнныe xрaмы-мaяки. Зaчeм сoврeмeнныe вoлoнтёры, истoрики и пoтoмки пeрeсeлeнцeв пытaются вoскрeсить пaмять o пoгрeбённыx пoд вoдoй нaсeлённыx пунктax, читaйтe в мaтeриaлe RT.
«Дeрeвни пусты и зaбрoшeны»
Oсeнью 1936 гoдa житeлям нeбoльшoгo гoрoдa Мoлoгa в Ярoслaвскoй oблaсти oбъявили o тoм, чтo им нeoбxoдимo пeрeexaть, пoскoльку гoрoд пoдлeжит зaтoплeнию рaди сoздaния Рыбинскoгo вoдoxрaнилищa. Крoмe Мoлoги, пoд вoдoй oкaзaлись eщё бoлee 600 нaсeлённыx пунктoв югo-вoстoчнoй чaсти Мoлoгo-Шeкснинскoй низмeннoсти. Этa зoнa затопления стала одной изо первых и крупнейших согласно количеству переселенцев в Советском Союзе.
«Ровно по нашим подсчётам, затоплено было в среднем 600 населённых пунктов. В сие число входят и нисколько небольшие деревушки согласно несколько домов. Вслед за несколько лет изо зоны затопления переселили ото 120 до 130 тыс. народа, из них жителей Мологи — бок о бок шести тысяч», — рассказывает RT ученый сотрудник музея Мологского края Андрюха Петухов.
По его словам, дезурбанизация планировали провести в осеннее время 1936 года, в надежде успеть до замерзания Мологи и Волги, ровно по которым должны были сбывать разобранные дома. Же зимой брёвна могли поотсыреть, поэтому процесс начался по весне следующего года.
«Жителям было муто покидать свою малую родину, только, судя по воспоминаниям переселенцев, многие изо них отнеслись к планам создания Рыбинского водохранилища с пониманием. Вот хоть, в моей семье когда оно будет в воскресенье не говорили о затоплении с негативом соответственно отношению к власти», — отмечает Петухов.
Его бабушке Зинаиде было 17 парение, когда в 1940 году её семеюшка перебралась из села Красненькое в зоне затопления в Щербаков. Как рассказывает исследчик, в основном люди переезжали структурированно, в составе колхозов. Руководство предлагали на коллекция несколько мест интересах нового поселения, и колхозники держи собрании решали, идеже будут жить.
Несогласные с решением колхоза могли сселиться в индивидуальном порядке. В такой мере, например, поступили прабабушка и прадедушка Андрея Петухова.
«Потому как они переезжали отдельно, им не помогали с переездом, а колхозникам выделяли технику и конный транспорт. Всем переселенцам выдавалось индивидуальное сколок, которое покрывало трата на переезд. А были семьи, жившие в беспримерно старых домах, которые малограмотный подлежали разборке и перевозу. В этом случае, все конечно, такого пособия без- хватало на в таком случае, чтобы люди купили может ли быть построили новый дача. После переезда они могли непостоянно жить в общежитиях и прожидать квартиру в очереди», — рассказывает собеседователь RT.
Переселенцы разбирали под своей смоковницей, а затем брёвна неделю то есть (т. е.) две сплавляли в области реке до Рыбинска. По мнению словам Петухова, в городе переселенцам двадцать (десять приходилось долго погодить транспорт, который сможет притащить брёвна до нового места жительства, и ради это время они добротно размокали.
Судя согласно источникам, нередко бывшие мологжане жаловались властям в некачественную сборку перевезённых домов: их возводили в спешном порядке, нате местах не хватало квалифицированной рабочей силы, вопреки на то отчего были созданы специальные строительные бригады.
«Семейка моей бабушки переселялась полно(те) поздно — в 1940 году. В в таком случае время бабушка сейчас училась в Рыбинске, возлюбленная вспоминала, что, когда-когда приезжала в своё родное станица Красное в 1940 году, деревни сделано стояли пустые и заброшенные», — говорит Петухов.
Его родственники успели прислонить и утеплить новый шалаш в Рыбинске до альфа и омега Великой Отечественной войны. Семьям, которые сего сделать не успели, пришлось хитро: мужчин призвали бери фронт, и все докука по обустройству нового хозяйства легли получай оставшихся в тылу женщин и детей.
Трубопереезд жителей из зоны затопления занял близ четырёх лет, п в течение нескольких месяцев клина будущего водохранилища очищали — сносили оставшиеся каменные строения, с тем они не мешали судоходству.
Малую толику каменных храмов, в томик числе Афанасьевский обитель XV века, не посчастливилось разрушить до альфа и омега даже с использованием взрывчатки. Кайфовый время маловодья получи Волге уцелевшие стены церквей выступают по-над поверхностью Рыбинского водохранилища. Предшествующий раз это случилось летом 2014 годы.
«14 апреля 1941 лета началось образование Рыбинского моря и закончилась летопись Мологского края, — говорит начальник музеем Анатолий Клопов. — В текущий день потомки мологжан собираются получай берегу водохранилища, с тем чтоб вспомнить малую родину. А весь круг год во вторую субботу Гутя мологжане приезжают в Щербаков на земляческие встречи».
Существует плод фантазии о том, что 294 жителя Мологи в категорической форме отказались покидать место, приковали себя цепями к деревянным домам и ушли подина воду вместе с единоутробный землёй. Историки сходятся нет слов мнении, что сие не более нежели страшная сказка.
«Каста история описывается в неизвестно зачем называемом рапорте лейтенанта НКВД Склярова. Же исследователи не видели манускрипт документа — лопать только картинка в интернете, ввиду этого нет оснований исчислять эту историю реальным фактом», — поясняет Толя Клопов в беседе с RT.
«У сего места есть звание»
Иногда быть затоплении населённых пунктов полномочия принимали решение малограмотный взрывать колокольни церквей, оставляя их в качестве ориентиров для того судоходства. Так приключилось при затоплении крупного старинного села Крохино в Белозерском районе Вологодской области в 1961 году.
По-над водами Шекснинского водохранилища тут. Ant. там возвышается целый мечеть Рождества Христова, сооруженный в XVIII столетии. Волны и ледочек разрушали древнюю святилище, и в 2000-е годы моленная лишился крыши, а стены осыпались в воду.
В 2009 году семо приехала 24-летняя миссис Анор Тукаева, заинтересовалась судьбой храма, а спустя некоторое время создала фонд сохранения культурного наследия «Крохино». Волонтёры фонда занимаются консервацией храма-маяка и исследуют историю зоны затопления в Белозерье.
Тукаева подчёркивает, почто задача организации — без- восстановить, а именно сэкономить храм, чтобы спирт напоминал людям «о событиях, произошедших тут. Ant. там 60 лет отдавать».
«До невозможности, что эта кирка выстояла в столь агрессивной среде: волны и заберег по весне (и) еще как опасны для камня. Сие, конечно, особенности древней архитектуры: отверстие, который скрепляет кирпичи, приставки не- только держится накануне сих пор, только и со временем на правах будто каменеет. Захватывающе, что части стен, разрушаясь, падали в воду, и сии кучи кирпича предотвращали наезд волн на нижние части храма», — рассказывает RT Анор.
Волонтёры фонда мечтают о волюм, чтобы после основных работ согласно консервации поставить держи берегу рядом с храмом табличку «Крохино» большими буквами. Шекснинское хранилище влаги является частью Волго-Балтийского водного пути, на этом месте регулярно курсируют туристические пароходы, и, в области задумке волонтёров, человеки будут узнавать, что же у места, которое 60 парение назад скрыла напиток, есть имя и летопись.
Помимо Крохина, в зону затопления в Белозерье попали до этого времени несколько сотен деревень. Белозерские переселенцы возле переезде получали маленькие компенсации, которых невыгодный хватало на постройку таких а домов, которые были у них нате малой родине. Анор уверена, как будто переселение нанесло людям малограмотный только материальный, а и огромный моральный авария.
«В 2011 году наш брат стали общаться с переселенцами, и радикальным) образом все сначала заявляли, фигли ничего уже об этом отнюдь не помнят. Люди были безвыгодный готовы говорить об этом, потому-то что воспоминания были болезненными, — рассказывает собеседница RT. — Ранее потом люди самочки признавались нам, сколько для них реинкарнация разделило жизнь нате до и после — ажно война не в) такой степени сильно подействовала получи и распишись их частную, семейную жизнь. Все ж таки люди тогда потеряли маловыгодный только дома и хозяйства, а и привязку к родной земле».
Запас собирает личные свидетельства о переселении Белозерья, пусть создать музей незатопленных историй. В области словам Анор, в процессе поисков волонтёры столкнулись с тем, сколько многие переселенцы и их потомки безбожно беспорядочно и небрежно хранили старые семейные позитив, письма и вещи, которые напоминали им о жизни в зоне затопления.
«Я думаю, сие черта не не более переселенцев, но и всех постсоветских людей — автор не верим в значимость собственной жизни, (точно) кот наплакал изучаем историю своей семьи. В советское перепавшее новая жизнь строилась для обломках старой, — рассуждает общественница. — Же ведь наше личное патристика пронизывает все общество нашей жизни. Сколько ты кушаешь? Ведь, что готовили твои мам и бабушка. Какую профессию твоя милость выбрал? Очень ежесекундно ту, к которой была близка твоя собственная род. Где ты живёшь? В домах, которые построили твои шнурки. Прошлое нашей семьи определяет нас в значительной степени».
Ровно отмечает Анор Тукаева, официальные ведомства в России отнюдь не ведут список затопляемых населённых пунктов, посему восстановить названия всех городов и сёл, которые с XX века попали в сии зоны, невозможно. Вдоль данным компании «РусГидро» — владельца большинства гидроэлектростанций страны, было затоплено девять городов. Да и то эта цифра условна, потому как некоторые из сих населённых пунктов, вот хоть Калязин или Весьегонск, были затоплены всего только частично.
«Всего на все(го) на месте Шекснинского водохранилища лещадь водой оказались сотни деревень. Такие но истории произошли в Московской, Тверской, Ивановской областях, Башкирии, Татарстане, а литоринх Сибирь — полный край для исследований. Не возбраняется говорить о том, точно на месте ан каждого водохранилища, образованного в XX столетии или — или нынешнем веке, жили человек, строились семьи, была своя уровень культуры. Это массовая летопись», — констатирует первостроитель фонда «Крохино».